Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Откуда пошло название “промыслы”?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.
Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Городецкая роспись.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.
Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус!
...Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
- Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.
Хохлома.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Хохлома́ - старинный русский народный промысел , родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода.
- Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.
Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Гжель.
- Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.
Секреты красоты таятся в самой природе. Происхождение слова «Гжель» краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды.
Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.
Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!
Дымково.
- О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная.
Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике.
Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.
Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись.
До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
Платки.
Город Павловский Посад
Славен мастерами,
Знают люди: стар и млад
О платках с цветами.
А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.
Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет.
Мы знаем, что, начиная с середины 19 века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, лёгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.
Международная слава русских оренбургских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851). Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.
Шали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских помещиков Нижегородской губернии. По качеству эти изделия ни в чем не уступали индийским образцам. Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Пряжа была так тонка, что волос в сравнении был толще.
Шали были чудом ремесла. За год в мастерских выпускалось примерно 16 шалей. И изготовление их стоило здоровья молодым ткачихам, их трудовой век оканчивался задолго до наступления 30 лет: потеряв зрение, они считались непригодными для ткачества. Для крепостной это было выкупом за свободу: каждую шаль, имевшую десятки оттенков, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 32 тысяч рублей.
Наши русские шали в начале 19 века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.
С середины 19 века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки.
Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами.
Надо заметить, что история ремесла набивки, на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования ткани был известен нашему народу еще в 11-12 веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. Старинная русская набойка делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена.
Так как узор наносили на холст резными досками (а для того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по деревянной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка».
Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения.